Arakamchechen Island

 

IOTA AS-071


D O N A T I O N
×

Внимание

There is no category chosen or category doesn't contain any items

Экспедиция R71RRC или третье открытие острова Аракамчечен.

Boeing-767 авиакомпании UTair после короткой пробежки легко оторвался от взлетно-посадочной полосы аэропорта Анадырь и взмыл в блеклое чукотское небо. На борту самолета Виктор и Александр, которые после завершения радио экспедиции возвращаются домой в Москву. А начиналось все так……..

В сентябре 2016 года на традиционном международном радиолюбительском фестивале в г. Домодедово я встретился с Виктором Слабодчиковым UA3AKO.  В апреле 2016 Виктор, Андрей R9XC и автор этих строк UA0KBG работали в эфире с о. Алюмка IOTA AS-92 позывным RT92KA. В свободное от работы в эфире время Виктор сообщил мне, что есть идея активировать в 2017 году о. Аракамчечен, который находится в проливе Сенявина и долгое время не был представлен в радиолюбительском эфире.

Чукотка

карта Аракамчечен

 Стоит упомянуть, что первое открытие работы на КВ с этого острова принадлежит Юрию Сушкину ex. UA9OPA, ныне N3QQ и Юрию Сажину UA9-145-625, оператору коллективной радиостанции Новосибирского Электротехнического института.

N3QQ Юрий Сушкин

N3QQ Юрий Сушкин

Все это происходило в  далеком уже 1990 году.  Было проведено около 1900 радиосвязей подавляющее большинство из которых пришлось на долю радиолюбителей США.  Следующим радиолюбителем,  побывавшем  на острове, был Валерий Попов UA0KAP, сейчас R7BN.

R7BN Валерий Попов

R7BN Валерий Попов

В начале марта 1991 года Валерий на вездеходе ГАЗ-71 выехал на остров и в течение четырех дней работал в эфире позывным UA0KAP/A. Всего им было проведено около 480 радиосвязей.  


Прошло более  25 лет после экспедиции Валерия и необходимость в организации новой радио экспедиции была очевидна.  Получив мое согласие,  Виктор назвал третьего участника нашей команды. Им стал Александр Иванов RA3AV. К сожалению, по объективным причинам не смог принять участие в экспедиции Андрей R9XC. Итак, состав команды сформирован и Виктор, не теряя времени, начал заниматься оформлением разрешительных документов в погранзону и получением временного позывного сигнала, а также изготовлением и проверкой антенн. 

Александр занимался разработкой экспедиционного сайта, подготовкой видео и фото аппаратуры. Мне же предстояло решать логистические вопросы. Необходимо было принять в Анандыре, где я живу, и затем переправить в п. Провидения большую часть груза для экспедиции, которую Виктор пересылал мне из Москвы. Но не был решен довольно важный вопрос - палатка для автономного проживания в условиях холодной чукотской весны. Тут надо поблагодарить Игоря UA9KDF за своевременную подсказку. Он с группой радиолюбителей планировал активировать группу островов в Северном ледовитом океане и под заказ для них была изготовлена палатка в северном варианте с учетом отрицательных температур и сильных ветров. Виктор заказал такую же палатку и легкие раскладные кровати, все это было отправлено мне и далее в п. Провидения. Забегая вперед, скажу, что палатка не понадобилась, т.к. на месте лагеря была заброшенная избушка, которую удалось обустроить под шэк.
 
И вот 3 апреля я встречаю в аэропорту Анадырь Виктора и Александра, размещаю их на съемной квартире и утром следующего дня самолетом АН-24 авиакомпании «ЧукотАвиа» вылетаем в п. Провидения, где нас встречает и предоставляет нам во временное пользование комнату в своей квартире Малков Николай Викторович (UA0KDJ).
 
UA0KDJ Николай Малков

 
Вид через залив на поселок Провидения

Следующие два дня уходят на приобретение продуктов питания, бензина для генератора и загрузки вездехода ГТТ (гусеничный тягач тяжелый).
 


Подготовка вездехода к экспедиции

Большую помощь нам оказало руководство Национального парка Берингия.


 Бычков Владимир Вениаминович и Парамонов Геннадий Анатольевич. Ими был совершенно безвозмездно передан нам на период работы экспедиции бензогенератор. К сожалению, в результате предварительной проверки, Виктором было выявлено наличие сильных помех на прием и от него пришлось отказаться. А также, Наталья Ивановна Калюжина, она снабдила нас подробной картой острова и еще, для подстраховки, дала контактные телефоны егерей из Янраккыннота (ближайший к острову посёлок), если возникнет опасность нападения хищников.

Для питания нашей аппаратуры был задействован бензогенератор GEKO 2801 предоставленный в наше распоряжение поисково-спасательным отрядом МЧС России Провиденского района. При номинальной мощности генератора 2,8 квт в постоянной работе у нас были два трансивера К-3, усилитель “Ameritron” транзисторный (Р=500 ватт), мой усилитель 2хГК-71 (Р=700ватт). Сбоев и отказов в работе генератора не наблюдалось, расход бензина также оказался вполне приемлемым - 10 литров на 12 часов работы. В качестве резервного генератора брали дизельный, мощный, но он расходовал немыслимое количество дизтоплива. Для него везли бочку солярки, но, основной бензиновый работал без проблем и резервный не понадобился.

Для доставки и сопровождения экспедиции были задействованы двое местных парней. Водитель вездехода Густ Александр Андреевич, и водитель снегохода «Буран» - Соболев Андрей Владимирович, который ехал впереди вездехода, делая разведку и указывая путь.
 
Водитель снегохода Андрей и водитель вездехода Александр

Снегоход был с прицепленными грузовыми санями, в которых везли необходимые материалы и оборудование для шэка. Андрей прекрасно знает здешние места и оказал нам неоценимую помощь во время переезда, а в дальнейшем обустройства жилья, но об этом позже.
Еще за месяц до экспедиции, в марте, по просьбе Виктора - Соболев и Густ на снегоходе «Буран» выезжали к острову Аракамчечен с целью обследовать ледовую обстановку на пути к острову в проливе Сенявина и определить пригодность давно заброшенного домика в северной части острова для возможного использования под шэк.
 
Наш будущий шэк

 
Путь от п. Провидения до о. Аракамчечен (S = 80км.)


Результаты разведки были обнадеживающими, лед достаточно толстый для тяжелого вездехода, а домик, хоть и находился в плачевном состоянии, был без окон и дверей, и внутри наполовину завален снегом, но одну комнатушку можно было использовать в качестве шэка.

Загрузка вездехода заняла почти весь день, на завершающем этапе Виктор и Александр крепят на внутреннюю часть задней дверцы вездехода трекер, который хорошо отследил движение Александра и Виктора от Москвы до Анадыря, надеемся, что во время движения к острову наш путь будет виден, но увы, мы оказались на границе двух зон ответственности - крайнего северо-востока России и Аляски. Трекер периодически давал неточные показания, а иногда,  просто терял связь со спутниками.

 
Спутниковый трекер «SPOT GEN 3»

Ну да ладно, все готово к отъезду. 6 апреля, в два часа ночи по чукотскому времени Густ со словами - Господи, спаси и сохрани…. трижды перекрестившись включил первую передачу и начался наш путь к острову, пока без сопровождения, снегоход с Андреем будет ждать в условленном месте.

Звоню на мобильный Олегу (UA0CID) и сообщаю о начале движения. Расположились мы в вездеходе так: я сижу за спиной у Густа на обычном стуле, справа за капотом двигателя также на стульях расположились Александр (он сидит впереди) и Виктор (позади Александра).
 

Виктор UA3AKO

 


 Внутри вездехода UA0KBG и водитель Александр Густ

Миновали развилку, слева остался п. Провидения, а нам через перевал нужно двигаться в сторону п. Новое Чаплино. Видимость приемлемая, но вот пошел редкий снег, и это очень встревожило нашего водителя. Ранним утром оставляем слева редкие огоньки поселка и вот она точка встречи с Андреем. Снегопад усиливается, водитель Густ начинает терять дорогу, постоянно съезжая в сторону и виляя. Вездеход останавливается – водитель предлагает вернуться в Провидения и повторить попытку, когда прекратится снегопад. Это был очень тревожный момент, нас это никак не устраивало, это потеря времени и как следствие сокращение срока пребывания на острове. Не без труда, при помощи великого и могучего русского языка Андрей убеждает нашего водителя продолжить путь.  

Очень глубокий и рыхлый снег, двигаемся почти все время на первой передаче, каждые 15-20 минут Густ, а затем Александр высовываются из боковых дверей и осматривают гусеницы вездехода по левому и правому борту – если потеряем, хотя бы один палец, соединяющий траки гусениц и вездеход «разуется» - это катастрофа. Со слов водителя в полевых условиях привести гусеницу в рабочее состояние без сторонней помощи невозможно. Пока все в порядке. Вездеход и снегоход останавливаются, далее часть нашего пути пройдет по льду пролива Сенявина, а учитывая, что зима на Чукотке выдалась аномально теплой, необходимо крайне внимательно отнестись к этому участку пути. Остаюсь в вездеходе один, все остальные выходят на лед, и Андрей начинает бурить лунки для определения толщины льда. Вижу, как Александр берет в руки бур и довольно сноровисто бурит очередную контрольную лунку.
 
Замер толщины морского льда

Но вот ребята возвращаются к вездеходу, все в порядке, толщина льда более 90 см., этого вполне достаточно для того, чтобы продолжить путь. Преодолев морской залив по льду, выезжаем на берег острова Аракамчечен и продолжаем двигаться, но все так же крайне медленно, средняя скорость 12 км/ч.. Часть пути пролегала через сопки и перед подъемом останавливались для установки на гусеницы зацепов.
 
Установка зацепов на гусеницы

Ближе к вечеру выезжаем на берег небольшой речки - увы, гораздо левее, чем надо было для удобной переправы. Густ поворачивает вездеход назад, начинает маневрировать и вдруг…крепкое ругательство и резюме, все ребята, приехали….выясняется, вышел из строя правый бортовой редуктор, нужна замена, а для этого надо вернуться в поселок Провидения.
 
Остановка на ремонт вездехода

Со слов водителя, доставка запчастей и ремонт займут примерно 2-3 дня. Коллективно принимаем решение, чтобы не терять время установить антенны на месте вынужденной стоянки и работать из вездехода. Устанавливаем GP на 20 метровый диапазон, вытаскиваем из вездехода и запускаем генератор, в кабине, на кожухе двигателя размещаем трансивер К-3, усилитель «Ameritron», компьютерный интерфейс и блок питания компьютера.
 
R71RRC в эфире

Стул, на котором сидел Александр, разворачиваем сиденьем к себе и ставим на него ноутбук. Под стулом довольно солидный блок питания для усилителя. Через верхний люк заводим силовой и ВЧ кабеля, клавиатура на коленях - можно работать.
 
Усилитель и трансивер готовы к работе


 
 Виктор звонит Андрею(EU7A) по спутниковому телефону и просит его дать новостное объявление на сайт, о начале работы в эфире R71RRC. Утром 7 апреля Густ и Андрей на снегоходе с санями уезжают в п. Провидения за запчастями для вездехода, а Виктор с Александром устанавливают GP на 30 метровый диапазон.
 
 


Антенна диапазона 30 м.

Продолжаем работу в эфире, периодически сменяя друг друга. Вот Александр предлагает мне отдохнуть с чем я с удовольствием соглашаюсь, но от долгого сидения в одной позе ноги затекли и я передвигаясь на руках ползу в салон вездехода сравнивая себя с аллигатором у которого атрофированы задние конечности. Но все это мелочи- главное, что нам отвечают, нас зовут, а ради этого можно и пренебречь многими бытовыми неудобствами. Временами, эфир накрывала мощная помеха до 9 баллов по всему диапазону, в эти моменты мы могли принимать только сильные сигналы.

8 апреля продолжая работу в эфире во второй половине дня услышали звук приближающейся снегоходной техники. Это вернулись Густ и Андрей, а также предложивший свою помощь житель п. Провидения Палтаржицкий Александр на снегоходе Ski-doo с санями, загруженными запчастями. Благодарим добровольного помощника и он вскоре трогается в обратный путь, мы же приступаем к ремонту вездехода. До наступления темного времени суток поставить на место бортовой редуктор не удалось и работу перенесли на следующий день.

 
Ремонт вездехода

А вечером этого же дня небо «полыхнуло»…Северное сияние нас никак не радует, ведь как правило, после него полностью прекращается прохождение на коротких волнах. Утром девятого апреля наши опасения подтвердились. Эфир девственно чист на всех диапазонах. Приступаем к ремонту вездехода и к вечеру благополучно его заканчиваем. Можно ехать дальше. Виктор и Александр оперативно демонтируют антенны, Густ, Андрей и я начинаем укладывать в вездеход наше имущество.

Неисправный бортовой редуктор (вес детали 100 кг.) и часть груза, специальный инструмент, который использовался для замены редуктора оставляем на месте оставив вешку - все это заберем на обратном пути. Начинаем движение и вскоре выезжаем на берег речки в нужном месте, осторожно пересекаем ее и продолжаем движение. И вот, наконец, мы у цели-вот он домик (а по чукотски-балок), в котором некогда жили и работали инспекторы по охране моржового лежбища.


Балок
 
 Было это в 80-х годах прошлого века, с тех пор моржи нашли новое лежбище, балок естественно заброшен и пребывает в плачевном состоянии. Но одну комнату вполне можно приспособить под шэк, не теряя времени вооружаемся лопатами и начинаем выбрасывать снег в оконные проёмы.
 
Очистка от снега

Виктор тем временем устанавливает GP на 30 метров, а затем присоединяется к нам, помогая очищать помещение от снега. Комната очищена, окна заколочены фанерой, дверной проем занавешиваем большим куском брезента.
 

Несколько часов прогревали шэк тепловой пушкой

Запускаем тепловую пушку, и через некоторое время заносим стол привезенный с собой, ставим на него аппаратуру, расставляем стулья и в 20:52 UTC проводим первое QSO на 30м CW-R71RRC снова в эфире!

10 апреля Виктор и Александр устанавливают GP на 40м, а Андрей и Густ ставят печку-буржуйку в шэке, все необходимое (сварочный аппарат, болгарка, пять мешков угля, дрова, привезено с собой - спасибо за предусмотрительность нашим хозяйственным ребятам, Андрею и Александру!
 

Первое рабочее место


Теперь можно подумать и о развертывании второго рабочего места. Из привезенного с собой большого куска ДСП Андрей делает стол, на него устанавливается второй К-3, усилитель 2хГК-71-можно работать.
 

Второе рабочее место 

Виктор и Александр в это же время устанавливают 4SQ на 20 м-эта антенна прекрасно зарекомендовала себя на о. Алюмка и здесь вполне оправдала наши ожидания. 
 


4SQ band 20m

Продолжаем работу в эфире уже с двух рабочих мест, мы с Александром меняя друг друга работаем CW, Виктор же работает SSB only, и вот у него настоящий pile-up на Европу, количество QSO в аппаратном журнале неуклонно растет. Затем Виктор и Александр оставляют меня работать в эфире, а сами начинают устанавливать приемную антенну Бевередж на три направления- EU, JA и NA.

Вечером Виктор оценивает ее возможности, работая на 40 м диапазоне, в полной мере работа этой антенны не удовлетворила, наверное, сказались капризы северного прохождения.
 
UA3AKO Виктор

 
RA3AV Александр  и UA0KBG Юрий

После pile-up на 20 м отвечают нам очень неохотно на всех диапазонах, видимо принимают наши сигналы с большим трудом, да и мы постоянно напрягаем слух, чтобы разобрать и принять сигналы зовущих нас станций. В полной мере прочувствовали особенности местного прохождения, сигналы зовущих станций часто были, не только «со звоном и размазанные», но и с потерей части знаков, т.е. принимаешь три раза позывной и все три раза по-разному.  Скорость телеграфа приходилось снижать до 60 знаков/мин (20 wpm) и по несколько раз передавать рапорт и позывной.

В ночь с 10-е на 11-е поменялся ветер, в комнате заметно упала температура, несмотря на то, что печка топится постоянно, но не это самое главное - сильным порывом ветра сломало пластиковую удочку GP 40 м.  К слову сказать, нам еще повезло, в это время штормовые ветра здесь не редкость и могло быть все гораздо хуже.
 

Сломанная ветром пластиковая мачта

Утром приступили к экспресс ремонту, предусмотрительный Виктор взял с собой несколько кусков дюралюминиевого уголка, сделав бандаж и закрепив его скотчем, ставим мачту на место и запускаем 40 м в работу. Немного ухудшился КСВ, но в пределах нормы. Затем возникает еще один неприятный момент- на нашем с Александром рабочем месте выключается К-3, отказал блок питания трансивера. Попытки реанимировать его ни к чему не привели, включаем в работу запасной (из моего резервного комплекта), все в порядке, трансивер работает.

Ставим антенну на 17 м, но на ВЧ диапазонах уже вот два года, как на Чукотке нет прохождения, 10 м и 15 м диапазоны тоже молчат. В итоге в общей сложности на 17 м проведено что-то около 70 QSO в основном с JA и несколько UA0. Параллельно с работой в эфире решено утеплить наше временное пристанище и Густ с Андреем меняют кусок брезента на входе на одну из дверей, привезенных с собой из п. Провидения.

 Установленная дверь привезенная с собой
Сразу становится теплее, впервые с начала работы в эфире можно снять свитер и остаться в легкой одежде. Решено из второй двери сделать топчан и спать кому-то из нас прямо в шэке, Густ с Андреем быстро справляются и с этой задачей, но пока мы поглощены работой в эфире практичный Густ перенес из вездехода весь кухонный скарб - газовую плитку, чайник, посуду, продукты и из будущего спального места получился неплохой кухонный стол.
 
Кухонный стол

Решили оставить все как есть, до этого обедали в вездеходе сидя по-турецки на полу. Посещаем находящийся недалеко маяк, Виктор делает несколько фото GPS-навигатора с координатами маяка, мы также фотографируемся с флагом RRC (Клуб Русский Робинзон) и возвращаемся к балку.
 
 



Маяк RLHA: RLA-034, WLOTA: LH-1604

И вот, 15 апреля - завершающий день работы в эфире. Виктор и Александр начинают демонтаж антенн: сначала это GP на 40 м, затем GP на 17 м, далее очередь антенны Бевереджа, следом демонтирована антенна на 30 м.

Я же, в это время продолжаю работать на 20 м диапазоне. Подходят на мой общий вызов редко и с большим интервалом и вот последнее QSO c WB6JJJ. Все, приступаем к демонтажу 4SQ на 20 м, укладываем груз в вездеход, тщательно убираем за собой бытовые отходы в предусмотрительно захваченные Виктором мусорные мешки и к вечеру выезжаем в обратный путь.
 
 


Прощальное фото UA0KBG, UA3AKO, RA3AV

На месте первой стоянки забираем неисправный бортовой редуктор, но движение пришлось прекратить, сильный туман и ограниченная видимость вынудили нас остановиться на ночлег.
Утром 16 апреля продолжили движение и в обед были уже у озера Горное, на берегу которого находится могила русского моряка, умершего в конце 19-го века.
 

Озеро Горное

Крест на могиле русского моряка

 


 На табличке надпись: Егор Гурин. Писарь клипера «Гайдамак».

Почтили память морехода минутой молчания и после короткого отдыха продолжили путь.

 

Опять, тот же рыхлый и глубокий снег, под которым уже проступает вода.
 
Скорость вездехода 7-12 км/ч, в салоне температура более +35 градусов, душно, рев двигателя оглушительный, чтобы услышать, друг друга приходится кричать, время тянется мучительно долго.
И вот примерно в 23:00 16 апреля прибываем на базу поисково - спасательного отряда МЧС, отсюда начинался наш путь на остров здесь он и завершился. Звоним Николаю Малкову, он не спит, ждет нас. Вчетвером садимся в сани, Андрей за рулем «Бурана» и через некоторое время мы у Николая дома, приводим себя в порядок и ложимся отдыхать не в спальные мешки, а на настоящие диваны с постельным бельем.
 
Упаковка экспедиционного груза

Следующий день ушел на укладку вещей, затем два дня ожидания в аэропорту п. Провидения (нелетная погода, низкая облачность) и вот 20-го апреля вылетаем в Анадырь. По прилету, располагаю ребят на ночлег на той же съемной квартире, а 21-го строго по расписанию они улетают в Москву. Немного грустно, но очень хочется верить ,что это не последний наш остров.

В заключение, хочется отдельно отметить и поблагодарить Николая Малкова UA0KDJ, без помощи которого наша экспедиция вряд ли была возможна.  Также, хочется выразить слова благодарности тем, кто постоянно был готов помочь нам. Это Андрей (EU7A), Олег(UA0CID), Андрей (R9XC), Георгий (UA0IHZ), Игорь (UA9KDF), Игорь R0XA и многим другим. Спасибо вам за поддержку и помощь! Также, cпасибо всем, кто звал нас, проявлял интерес и следил за экспедицией.

Несмотря на две магнитные бури, проведено более 6600 QSO

BAND STATISTICS
40м – 960 qso
30м – 1732 qso
20м – 3842 qso
17м – 71 qso

CONTINENTAL STATISTICS
ASIA – 2775 qso = 42%
EU   –  2745 qso = 41,6 %
NA   – 925 qso = 14 %
OC   – 132 qso = 2 %
SA    – 26 qso = 0.4 %
AF   – 2 qso = 0.03 %

Выражаем благодарность генеральному спонсору экспедиции RL3AA Михаилу Могутову, радиолюбительским фондам GDXF и IREF оказавших материальную поддержку, а также индивидуальным спонсорам со всего мира, благодаря которым экспедиция на остров Аракамчечен AS-071 была реализована.    
От всей команды наши теплейшие 73! И до новых встреч в эфире!

Юрий Савченко,UA0KBG.

Последние новости

Команда R71RRC отмечена памятной плакеткой

25.09.2017
Команда  R71RRC отмечена памятной плакеткой

 Советом клуба RRC - команда R71RRC отмечена памятной плакеткой в номинации "Лучшая IOTA экспедиция в России 2016/2017".

Видео фильм экспедиции R71RRC

24.09.2017

Видео фильм об экспедиции R71RRC (полная версия).

Экспедиция AS-071 одобрена IOTA комитетом.

05.06.2017

Получено сообщение от менеджера IOTA K3EST, экспедиция на остров AS-071 принята к зачету IOTA. Dear Victor, Thank you very much for the detailed documentation of the R71RRC operation. Your activation...